Разделы сайта

Главная

Советы психолога учащимся

Законы ментального мастерства
 
1. Закон контроля
Ваше отношение к себе позитивно в той степени, в которой вы контролируете свою жизнь и негативно в той степени, в которой вы, согласно собственным ощущениям, теряете над собой контроль или попадаете под влияние другой внешней силы. Контроль над вашей жизнью начинается с контроля над своими мыслями.
 
2. Закон причины и следствия
Нет ничего случайного. Каждое следствие в жизни имеет причину.
 
3. Закон веры
Всё, во что вы горячо верите, становится реальностью. Ваши убеждения настраивают вас на провал или успех.
 
4. Закон ожидания
Всё, что вы ожидаете с уверенностью, становится вами же выполняемым пророчеством. Вы получаете не обязательно то, что хотите от жизни, а то, что вы ожидаете от неё. Вы всегда сами являетесь предсказателем своей судьбы.
 
5. Закон притяжения
Вы представляете собой живой магнит. Вы привлекаете в свою жизнь людей и ситуации, находящиеся в гармонии с вашими доминирующими мыслями. Подобное притягивает подобное.
 
6. Закон соответствия
Что внутри, то и снаружи. Ваш внешний мир есть отражение мира внутреннего. Мир взаимоотношений отражает ваш внутренний мир.
 
7. Закон ментальной эквивалентности
Мысли материализуются. С помощью живого воображения и повторов ваши мысли становятся реальностью. Во благо или во зло, но всё, что присутствует в жизни, создано вашими мыслями
 
 
10 жизненных советов
 
1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
 
2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
 
3. Трудись! Другого пути к успеху не дано.
 
4. Думай! Думай о поступках, думай, совершив поступок – и ты научишься не совершать ошибок, накопишь жизненный опыт.
 
5. Не лги! И ты будешь иметь друзей.
 
6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймёшь, избежишь многих бед, добьёшься уважения людей.
 
7. Оставайся всегда и во всем самим собой, всегда иди своим путём. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого. В противном случае ты всегда будешь только попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
 
8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
 
9. Будь благодарен законным представителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность – тяжкий грех.
 
10. Прислушайся к словам старших.
 
 
Некоторые закономерности запоминания
  • Чем выше степень понимания, тем больше количество запоминаемого материала.
  • Лучше учит с перерывами, чем подряд и лучше понемногу, чем сразу.
  • Лучше больше повторять по памяти, чем многократно читать.
  • Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
  • Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
 
Условия поддержки работоспособности
  • Чередование умственного и физического труда
  • Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, гимнастика для глаз).
  • Минимум телевизионных передач.
 
Приемы психологической защиты
  • Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
  • Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
  • Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у Вас хотя бы маленькую радость.
  • Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
  • Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
  • Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
  • Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).
 
 
 

ПАМЯТКИ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
 
I. Как нужно работать.
 
Перед тем, как приступить к работе, ее нужно продумать, предвидеть последствие — конечную модель — и всю последовательность рабочих приемов.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не искать нужное среди ненужного.
Все должно быть расположено в продуманном, по возможности раз и навсегда установленном порядке.
Если работа не идет, не нужно горячиться, лучше сделать перерыв, подумать и взяться за нее еще раз, но спокойно, сдерживая себя, даже немного снизив темп работы.
За работу никогда не следует приниматься сразу, в нее надо входить постепенно. Голова и тело потом сами заработают интенсивно.
 
II. Рационально организуй свой труд.
 
Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых кратковременный сон или 1,5-2-часовое пребывание на воздухе (игры, спорт, прогулка, физический труд).
Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это займет времени; наметь порядок работы.
Помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20—30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнить именно в это время. Более простую и интересную — в конце. Но если ты с трудом входишь в работу, полезно начинать ее с более интересных заданий.
До начала работы приготовь все, что понадобится для ее выполнения.
Старайся в процессе работы придерживаться намеченного плана.
Первый час работай без перерыва. В последующее время необходимо делать 5—10-минутные перерывы через 40—50 минут работы.
Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
Если какое-либо задание не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.
 
III. Как рационально работать над домашними заданиями.
 
Прежде чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить учебные занятия».
Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе даст выполнение задания.
Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Посмотри записи в тетради: они помогут восстановить в памяти объяснение.
Обращайся к учебнику только с определенной целью. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном обдумывании был забыт. Подчеркни (карандашом, аккуратно) то, что представляется особенно важным.
Ответь на вопросы к параграфу.
Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.
Если тебе нужно выполнить упражнение, повторяй теоретический материал в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положений ход всех своих действий.
 
 
 
 
При работе над выступлением, докладом, сочинением:
  • прочитай внимательно тему;
  • подумай над замыслом работы;
  • вспомни все, что ты знаешь по теме;
  • составь примерный (рабочий) план, обдумай его, уточни;
  • подбери литературу; выбери из источников основной;
  • знакомясь с литературой, делай по мере необходимости выписки из нее;
  • после знакомства с литературой еще раз уточни план работы;
  • отбери материал к каждому пункту плана;
  • после написания работы самокритично прочитай ее, исправь отмеченные недостатки, проверь все написания, а затем перепиши начисто.
 
IV. Учись слушать.
 
Приведи в порядок рабочее место, чтобы ничто не отвлекало внимание.
Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
Вникни в формулировку темы учебного занятия, лекции или выступления).
Осознай поставленную цель.
Если предложен план выступления (лекции или учебного занятия), изучи его и внимательно следи по нему за логикой изложения материала.
Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
Выдели в выступлении (лекции или учебном занятии) основную мысль, главные положения по возможности запиши, соотнеси их с темой.
Помни, что помочь усвоению услышанного материала, выделению в нем главного могут интонации говорящего, будь внимателен к ним.
 
V. Как записывать услышанное (лекцию, доклад, выступление, объяснение на учебном занятии и т.п.)
I вариант
 
Не начинай записывать материал с первых слов выступающего, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и постарайся понять ее.
Приступай к записи тогда, когда учитель (выступающий), заканчивая изложение одной мысли, комментирует ее или обобщает сказанное.
Не старайся записывать материал дословно: при этом обычно теряется главная мысль.
При записи сокращай слова, некоторые из них можно обозначать условными значками. После сокращений оставь место, чтобы закончить записи дома (или после учебного занятия).
Если в лекции (выступлении), встретились непонятные мысли, слова, оставь место в тетради, чтобы после учебного занятия (выступления) уточнить их у учителя и записать.
При записи соблюдай общепринятые правила: дели текст на абзацы, пиши их с красной строки, выделяй главное подчеркиванием, цветом, рамками и т. п., пользуйся нумерацией.
Постарайся в ближайшие дни обработать запись: допиши текст, расставь правильно знаки препинания, исправь стилистические неточности, выдели главное и т. д.
 
II вариант
Не записывай с первых слов выступающего, не уяснив смысла сказанного, не осознав главной мысли.
При записывании постарайся кратко сформулировать сначала главную мысль и записать ее.
Записывай спокойно, не бойся что-нибудь пропустить; оставь место, чтобы потом дополнить запись, спросив о пропущенном у учителя или товарища.
При записи целесообразно оставлять «поля», на которых затем можно сделать дополнения и уточнения.
 
VI. Как легче запомнить материал.
 
Поставь цель запоминания.
Выдели главную мысль запоминаемого материала (высказывания, текста).
Мысленно разбей текст на части, установи логическую связь между ними.
В каждой части также выдели главную мысль, основные положения, найди сходства и различия между ними, связь с ранее изученным.
Формулировки понятий, правила старайся при повторении не изменять, остальной текст пересказывай своими словами.
При повторении не заглядывай без нужды в текст, старайся воспроизвести его по памяти; запоминание зависит не от количества повторений, а от осмысления усваиваемого материала.
После работы над частями текста перескажи весь текст.
Повторяй по «горячим следам», т. е. на следующий день после заучивания, так как забывание идет наиболее быстро в первые дни.
Будь внимателен. Недаром говорят: «Внимание — резец памяти; чем оно острее, тем глубже следы».
 
VII. Требования к речи школьника (устной и письменной).
 
Помни, что говорить (или писать) следует на определенную тему, соблюдая ее границы, не осложняя свое высказывание лишним материалом.
При подготовке высказывания на определенную тему определи сначала основную мысль ее и отбери существенные факты и сведения, которые позволят наиболее полно раскрыть ее.
Излагай материал логично и последовательно, т. е. устанавливая причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делая необходимые обобщения и выводы.
При построении своего высказывания помни о том, кому оно адресовано и с какой целью, старайся использовать необходимые языковые средства для его оформления.
Говори достаточно громко, соблюдая логические ударения, паузы, правильную интонацию.
Письменные высказывания оформляй чисто и аккуратно, соблюдая орфографические, пунктуальные и грамматические нормы.
 
VIII. Какой должна быть хорошая речь.
 
Основные требования, как выполнять эти требования:
Содержательной. Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрывай их полно, конкретно, но не говори и не пиши лишнего.
Логичной
Правильной
Точной, чистой лексические средства языка, употребляй самые подходящие слова (соответственно теме и стилю высказывания). Старайся обогатить свой словарный запас: записывай и запоминай новые слова, употребляй их в речи. Избегай употребления жаргонизмов, диалектных слов.
 
Богатой. Используй разнообразные (по смыслу, форме) слова и предложения, интонационное богатство русской речи. Старайся не повторять одни и те же слова, похожие предложения, подбирай нужные синонимы, синонимические конструкции.
 

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
 ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
 

1. Активно работай на учебном занятии: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию.
6. Если то, что проходили на учебном занятии, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующее учебное занятие будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т. е. о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или одноклассникам.
9. Приступая к выполнению учебных заданий, раскрой дневник, посмотри все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, справочники и др.). После того, как подготовишься к первому учебному занятию, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего.
12. Между учебными занятиями делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые они направлены.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте? Что говорится?
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления с тем, что ты уже знаешь. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных учебных заданий используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на учебных занятиях. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Составляй план устных ответов.
21. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами. Он позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
22. Проверяй себя.

 

У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Метод ключевых слов
 
Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
  1. Читая абзац, выбери для него одно - два ключевых слова.
  2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
  3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
  4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
  5. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
  6. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
  7. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
  
Метод «5П»
 
1П – Просмотри текст (бегло)
2П – Придумай к нему вопросы
3П – Пометь карандашом самые важные места
4П – Перескажи текст
5П – Просмотри текст повторно
 
 
Помни!
 
ü Мы лучше всего запоминаем:
ü То, чем постоянно пользуемся;
ü То, к чему нам надо вернуться     (прерванные действия);
ü То, что нам нужно;
ü То, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
ü То, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).