Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы учителя-дефектолога

Для исправления нарушений устной и письменной речи в нашей школе создан пункт коррекционно-педагогической помощи. Занятия проводит учитель-дефектолог (логопед).
На основании Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011г. №131, зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании следующих документов:

- заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (МГЦКРОиР ул. Гая, 7 телефон комиссии 335-02-63). 

                                                                        

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ
 
            Большая роль в логопедической работе отводится в семье, т. к. законные представители лучше всего знают своих детей. Законные представители становятся ближайшими помощниками учителя-дефектолога, учителя, организуют и проводят домашние занятия, всесторонне помогают ребёнку во время этих занятий.
Для успеха в работе необходимо следующее:
Тесная связь законных представителей с учителем-дефектологом и учителем.
Систематическое посещение законным представителями пункта коррекционно-педагогической помощи, т. к. без понимания сущности проводимой работы и умения её выполнять невозможно проведение эффективных домашних занятий.
Создание нормальных условий быта.
Настойчивое стремление законных представителей исправить речь своего ребёнка – залог достижения успешного результата.
Регулярное выполнение домашних заданий.
Осуществление регулярного контроля за речью ребёнка.
Заучивание и рекламирование стихотворений, пословиц, чтение и пересказ рассказов, сказок и т. д.
Учить вслушиваться в речь окружающих.
Расширять словарный запас ребёнка.
Упражнять ребёнка в активной речи.
 
Рекомендации логопеда для законных представителей
 
Обеспечьте ребенку благоприятнее речевое окружение как необходимый образец для подражания.
Учите ребёнка слушать речь окружающих, для этого как можно больше разговаривайте с ним.
Медленно и четко произносите новые для ребёнка слова, связанные с конкретной жизненной ситуацией, а также называйте окружающие предметы. Это поможет ребёнку постепенно овладевать речью.
Отчётливо произносите неправильно сказанные ребенком слова, ненавязчиво и постепенно исправляйте его ошибки.
Приучайте ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более быстрому её усвоению.
Создавайте ситуации, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно.
Полностью исключите случаи «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания.
Постарайтесь занять ребёнка ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
Развивайте мелкую ручную моторику ребёнка, играющую чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Причины нарушения звукопроизношения:
1.         Неправильное строение артикуляционного аппарата:
укороченная уздечка языка; слишком большой, неповоротливый язык; маленький узкий язык; дефекты строения челюстей, неправильный прикус; неправильное строение зубов, зубного ряда, строение нёба, губ.
Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Нарушение звукопроизношения может быть вызвано также и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Неправильное воспитание ребёнка в семье. Иногда взрослые, умиляясь забавному лепету ребёнка, долгое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного произношения.
Как следствие подражания. Вредным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное произношение. Ребёнок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Может и плохо оказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка в другой.
Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребёнка, не поправляют его ошибки в речи, сами не произносят звуки чётко и правильно.
Недоразвитие фонематического слуха, когда у ребёнка отмечаются затруднения в различение похожих звуков.
 
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих законных представителей (профессиональные      вредности,      наркомания, алкоголизм и курение, искусственное прерывание предшествующих беременностей, другие вредные факторы,         действие    которых    приводит    к
физическому и нервно-психическому истощению будущих законных представителей)
Нарушение нормального хода внутриутробного развития,    родов    (болезни    матери    во    время беременности, интоксикация плода, травмы при родах, асфиксии и др.). Заболевания и травмы в период раннего развития ребёнка (менингит, энцефалит, рахит, черепно-мозговые травмы и др.). Наличие дефектов речи у окружающих ребёнка людей   или их недостаточное   внимание к его речевому развитию.
 
 
 Формирование правильной артикуляции
             Важную роль в формировании правильного звуко – произношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляции.
            Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, под – готовка его к постановке звуков.
            Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигается двумя путями:
Постановкой, затем тщательной отработкой отсут - ствующих или нарушенных артикуляционых движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребёнком индивидуально.
Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
 
  УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики постепенно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д.
 ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
 I. Упражнения для челюстей
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3. То же в быстром темпе.
4. Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
5. Движение нижней челюсти вправо-влево.
 II. Упражнения для губ
6. "Улыбка" – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
7. То же с сомкнутыми губами и зубами.
8. "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
9. Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
10. Вращательные движения губами.
11. Втягивание нижней губы внутрь рта.
 III Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом
и при неподвижной нижней челюсти):
12. "Болтушка" – движение языка вперёд – назад.
13. "Часики" – движение языком вправо – влево.
14. "Качели" – движение языком вверх – вниз.
            а) к верхней – нижней губе;
            б) к верхним – нижним зубам;
            в) к верхним – нижним альвеолам.
15. Круговые движения языком:
            а) по губам;
            б) по зубам в преддверии рта;
            в) за зубами.
16. "Лошадки" – щелканье языком.
17. "Лопатка" – широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10 – 15 сек. (при напряжении похлопать по языку ватной палочкой или пошлёпать губами).
18. "Иголочка" – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удержать 10 – 15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
19. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
20. "Желобок" ("Трубочка") – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.
21. "Чашечка" ("Ковшик") – широкий язык поднят кверху:
            а) к верхней губе;
            б) к верхним зубам;
            в) к верхним альвеолам.
22. "Грибок" – язык широкий, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
24. «Гармошка» - удерживать язык в положении «Грибок» и, не отрывая языка от нёба, закрывать и открывать рот.
 Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребёнок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики артикуляционного аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребёнок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 - 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и законные представители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Взрослые разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
 В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с - песенка водички, ж -жужжание жука, пчелы, р - работа мотора самолета, автомобиля, ш -шипение сердитого гуся и т. п.)
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са-са-са -хитрая лиса»; « Ра-ра-ра - высокая гора»; «Ку-ку-ку - кукушка на суку» и др.)
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают,как часики; мяукают, как кошки и т. п. Дети с удовольствием повторяют как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленькийКОЛОКОЛЬЧИК (ДЗИНЬ-ДЗИНЬ), бОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ (ДОН-ДОН-ДОН).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.